Библиотека-культурный центр имени М.А. Волошина
Востоковедный проект в Библиотеке имени М.А.Волошина закрыт! В помещении Библиотеки больше н ет восточного фонда, памятников, предметов интерьера и лектория! Мы теперь только в онлайн формате в рамках Интеллектуального клуба Сергея Куприянова! Обратите на это внимание!
«Ты взглянула. Надо ль слов?»
Этот невероятный памятник считается одним из самых значимых шедевров древнеегипетского искусства. Он был обнаружен выдающимся французским археологом Огюстом Мариеттом (1821-1881) зимой 1870 года, когда он занимался расчисткой центральной части огромного храма Амона в Карнаке, который на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны.
Голова царицы, была лишь одним из более ста обломков грандиозной скульптурной группы, изображающей творца вселенной - бога Амона и его супругу, богиню Мут – «владычицу неба». Изначальная высота всей колоссальной группы - 4,15 м. Мариетт собрал фрагменты памятника, разбитого в средневековье в спешке. В итоге отдельные его части появлялись в раскопах в этой части храма, вплоть до 1999 года – на протяжении 130 лет.
Голова царицы в головном уборе богини, прекрасно сохранившаяся, за исключением небольшого повреждения на подбородке, а также некоторые другие крупные части памятника, были отправлены в Каир, в Египетский музей и была представлена, как шедевр древнего искусства. Многочисленные фрагменты, не представлявшие в то время интереса для экспозиции главного музея страны, остались в хранилищах Карнака.
Первую атрибуцию памятника предложил Гастон Масперо – в те годы директор музея в Каире, - который предположил, что лицо богини передает еще и образ Тейе – одной из известнейших цариц XIV в. до н.э. Имя царицы, которое ввиду сложности огласовки древнеегипетского языка может быть произнесено по-разному, с небольшими отличиями, и послужило основой для возникновения «Таиах» у М.А. Волошина.
Символ нашей Библиотеки – поразительно красивый скульптурный портрет древнеегипетской царицы, которую воспел под именем «Таиах» Максимилиан Волошин, увидев копию портрета в Париже и заказав слепок для гостиной своего дома в Коктебеле.
Сочетание в скульптуре образа богини Мут и реальной земной царицы Египта – для искусства Древнего Египта явление распространённое. Мут – супруга Амона, богиня, воплощающая собой высшую царственность, почиталась в Карнаке как великая защитница власти царицы, её небесный прототип. В скульптуре этого времени есть правило, согласно которому изображения бога Амона наделяются чертами правящего фараона, а Мут – царицы.
В 2000 году известный археолог г-жа Хуриг Сурузян после многих лет работы в Карнаке, собрала части скульптуры воедино на сложном металлическом каркасе, который позволит дополнить памятник в том случае, если какие-то ещё значительные её части будут идентифицированы. Было установлено, что в образе Амона был изображён Хоремхеб – последний царь XVIII династии, правивший ок. 1328-1298 гг. до н.э.
Лицо царя, увы, очень сильно пострадало, однако его одеяния, декорировка памятника показывает, что над ним работали лучшие мастера. По правую руку от царя была изображена в облике Мут его официальная супруга Мутноджемет.
Мутноджемет – царица более знатная по рождению, чем её супруг, с самого начала принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой была всем известная Нефертити – супруга фараона Эхнатона.
Воссозданная скульптурная группа выставлена в Египетском музее в Каире. Реконструкция позволяет представить всё величие памятника: на престоле восседают Хоремхеб и Мутноджемет в облике Амона и Мут. На Амоне – короткое набедренное опоясание и т.н. "корсет", украшенный орнаментом– стилизованным изображением перьев птиц. На голове Амона была высокая корона «шути», из двух перьев, ныне почти полностью утерянная.
На Мут – длинное платье на широких бретелях, начинающееся под грудью, покрытое тем же восхитительным орнаментом из перьев священных птиц. На груди богини – широкое ожерелье «усех», на её голове – длинный трёхчастный парик, поверх которого лежит убор богини «нерет» – в виде фигуры священного грифа, закрывающего голову Мут своим телом сверху и крыльями по бокам и корона Верхнего и Нижнего Египта «па-схемти».
Итоговая реконструкция позволяет представить всё величие и потрясающее исполнение памятника: на престоле восседают Хоремхеб и Мутноджемет в облике Амона и Мут.
В начале XX века факсимильную копию скульптурного портрета заказал для собрания Музея изящных искусств в Москве И.В. Цветаев. Именно с этого, факсимильно точного исторического оттиска и был сделан в 2010 году хранящийся в Библиотеке портрет царицы Мутноджемет, вдохновляющий нас и наших гостей так же, как и М.А. Волошина. Образ царицы – символ темы главных программ нашей Библиотеки – востоковедения.